Пояснительная записка к учебному плану МАОУ «Школа №24 им. Ю.А. Гагарина» на 2024 – 2025 учебный год 1.1 Учебный план МАОУ «Школа №24 им. Ю.А. Гагарина», реализующий адаптированную основную образовательную программу основного общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) (далее – учебный план) в 2024-2025 учебном году соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих занятий согласно заключениям ПМПК и ПКР. 1.2 Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ТНР (вариант 5.1), перечень учебных предметов и курсов, распределяет время, отводимое на освоение содержания образования, распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Примерный учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом. 1.3 Для обучающихся с ТНР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких задач, указанных ниже: -усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызвать у данных обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные трудности; - проведение коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционноразвивающих занятий в соответствии с «Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы» за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю; - организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфическиобусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении; - реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимися профиля в обучении. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ТНР реализуется в 2024 – 2025 учебном году в 5-7 классах. Учебный план основного общего образования обучающихся с ТНР соответствует учебному плану ООП ООО, с учетом изменений определяемых ФГОС ООО, а также Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В обязательной части представлены десять предметных областей. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ТНР. Из часов, отводимых на внеурочную деятельность, не менее 5 академических часов на каждого обучающегося отводится на коррекционно-развивающие курсы. Из этих часов не менее 2-х часов недельной нагрузки на одного обучающегося выделяются на коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и групповые логопедические занятия», который является неотъемлемой частью внеурочной деятельности (часы считаются на основе суммирования времени посещения обучающимся как индивидуальных, так и групповых логопедических занятий). Остальные часы отводятся на восполнение пробелов в речевой деятельности детей, преодоление вторичных отклонений в развитии, а также формировании предпосылок успешного освоения личностных, метапредметных и предметных компетенций. Для отдельных обучающихся с ТНР может быть разработана индивидуальная адаптированная рабочая программа и индивидуальный учебный план, учитывающий особенности их психофизического развития и состояния здоровья. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на: - увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне; - введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; - другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. Режим работы в 5-7 классах – 5-дневная учебная неделя, в 8-9 классах – 6дневная учебная неделя. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5-дневной учебной неделе составляет 29, 30 и 32 часа соответственно. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 5-6 классов не превышает 6 уроков, для обучающихся 7 классов – не более 7 уроков. Контрольные работы проводятся преимущественно на 2- 4 уроках. В течение учебного дня не проводится более одной контрольной работы. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и индивидуальногрупповых занятий. Занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом занятия и последним уроком организован перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Продолжительность уроков в 5-9 классах 40 минут. Затраты времени на выполнение домашнего задания не должны превышать в 5 класса- 2 часа, в 6-7 классах – 2,5 часа. Продолжительность урока в основной школе составляет 40 минут. Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. Занятия начинаются не ранее 8 утра и заканчиваются не позднее 19 часов. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовать перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Учебный план для 5 – 9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения АООП ООО для обучающихся с ТНР. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС основного общего образования для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Не предусматривается внесение изменений и дополнений в рабочие программы по следующим учебным предметам: - по предметам «Математика» («Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика») предметной области «Математика и информатика»; - по предмету «Русский язык» предметной области «Русский язык и литература»; - по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература»; - по предмету «История» предметной области «Общественно-научные предметы»; - по предмету «Обшествознание» предметной области «Общественнонаучные предметы»; - по предмету «География» предметной области «Общественно-научные предметы»; - по предметам «Биология», «Физика», «Химия» предметной области «Естественно-научные предметы»; - по предмету «Музыка» предметной области «Искусство»; - по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предусматривается замена дисциплины «Физическая культура» предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» на специальную дисциплину «Адаптивная физическая культура». В школе языком образования является русский язык. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательным. На основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №568 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287» данный курс будет реализовываться в 5 – 9 классах поэтапно, начиная с 2023-2024 учебного года. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования отражено в адаптированных рабочих программах по всем предметам учебного плана основного общего образования. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся и их родителей. Программно-методическое обеспечение учебного плана регламентируется приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (в существующей редакции). Итоговая оценка результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ТНР включает результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения. Промежуточная аттестация Освоение основной образовательной программы по учебным предметам учебного плана основного общего образования сопровождается годовой промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация проходит согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «Школа №24 им. Ю.А. Гагарина». Промежуточная аттестация в данном классе проводится с учетом психофизического состояния обучающихся. Обучающиеся с ОВЗ имеют право на проведение промежуточной аттестации в иных формах: - особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных и индивидуальных особенностей обучающихся; - привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя), наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); - присутствие в начале работы этапа общей организационной деятельности; - недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка с ОВЗ; - возможность организации короткого перерыва (10-15 минут) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; - увеличение времени на выполнение заданий; - адаптирование инструкций с учетом особых образовательных особенностей и индивидуальных трудностей обучающихся: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; 4) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных особенностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный шрифт), четкое ограничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.). Результаты промежуточной аттестации оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценки знаний по данному учебному предмету. Отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется в электронный журнал. Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и отметки по результатам годовой письменной работы, выставляют всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговая оценка соответствует годовой. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Освоение основной образовательной программы основного общего образования завершается государственной итоговой аттестацией. В соответствии с Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» в МАОУ «Школа №24 им. Ю.А. Гагарина» установлены следующие формы аттестации обучающихся: класс 5-7 Формы промежуточной аттестации Вид контроля Промежуточная аттестация Предмет Математика Алгебра Геометрия Русский язык Литература Физика Биология География Обществознание Информатика Иностранный язык Информатика Изобразительное искусство Музыка Труд (Технология) Адаптивная физическая культура Основы духовнонравственной культуры народов России Форма проведения Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Контрольная работа Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Контроль навыков Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Контрольный норматив Тестирование 5-7 Годовая промежуточная аттестация Математика Алгебра Геометрия Русский язык Литература Биология География Физика История Обществознание Иностранный язык Информатика Изобразительное искусство Музыка Труд (Технология) Адаптивная физическая культура Основы духовнонравственной культуры народов России Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование Тестирование Контроль навыков устной речи Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Контрольный норматив Тестирование Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП ООО ТНР, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия – до 40 минут. Учебный план на 2024-2025 учебный год Предметные области и учебные предметы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Русский язык Литература Иностранный язык Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознание География Физика Химия Биология Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура (адаптивная физическая культура) Основы безопасности и защиты Родины 5 3 3 5 - Обязательная часть 6 3 3 5 - 4 2 3 3 2 1 3 2 3 3 2 1 3 3 3 3 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 1 1 2 1 2 2 2 2 - 1 2 1 2 3 2 2 - 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 1 3 1 3 - - - 1 1 Основы духовно1 1 нравственной культуры народов России 27 29 30 32 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математическая 1 грамотность Развитие речи 1 1 1 Мой Пермский 1 край Избранные 1 вопросы математики Занимательная 1 грамматика - 33 1 1 Функциональная грамотность «За страницами учебника истории» Максимально допустимая нед./нагрузка Учебные недели Итого Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую работу) Психокоррекционные занятия Педагогическая коррекция Коррекционный курс: "Логопедические занятия" Другие направления внеурочной деятельности - - - 1 1 - - - 1 - 29 30 32 36 36 34 986 34 1020 34 1088 34 1224 34 1224 Коррекционно-развивающая область Количество часов в неделю по классам 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 10 10 10 10 9 кл. 10 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5 5 5 5 5 В учебном плане количество часов в неделю на коррекционноразвивающие курсы указано на одного обучающегося. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)