Учебный план НОО ФГОС 2021 и ФОП 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка

Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план
составлен на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373.
3. Федеральная образовательная программа начального общего образования,
утвержденная приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992.
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача
от 28.09.2020 № 28.
5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача
от 28.01.2021 № 2.
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115.
7. Письмо Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации».
8. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков
из числа языков народов Российской Федерации».
9. Основная общеобразовательная программа начального общего образования
МАОУ «СОШ №24».
10.Учебный план приведен в соответствие с федеральным учебным планом
федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 3
федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. Вариант № 3 предназначен для
образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду
с ним изучается один из языков народов России в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21,
предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ
начального общего образования для 1–4-х классов (33-34 учебных недель).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой

участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
недельной образовательной нагрузки, установленной СанПиН 1.2.3685-21.

величины

Учебный план школы направлен на решение следующих задач:

Обеспечение базового образования для каждого школьника;

Формирование активной, творческой, интеллектуально развитой
личности, способной к самореализации в образовательных и других видах
деятельности;

Развитие творческих способностей школьников с учётом их
индивидуальных особенностей;

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей и обеспечение их эмоционального, духовно-нравственного
благополучия.
Режим организации учебно-воспитательного процесса
МАОУ «СОШ №24» работает в режиме 5-ти дневной учебной недели для 1-7
классов; по 6-ти дневной учебной недели в 8-11 классах.
Обучение классах осуществляется с соблюдением следующих требований
СанПиН 2.4.3648-20:
 Учебные занятия в 1-х классах проводятся по 5-ти дневной учебной неделе и
только в первую смену;
 Начало занятий 1 смены – 8ч.00 мин.; 2 смены – 14.00;
 Продолжительность учебного года для 1 классов- 33 учебные недели, 2-4
классов – 34 учебные недели; Продолжительность уроков 1 классов -35 минут
(сентябрь-декабрь), для 2-4 классов – 40 минут.
Учебный начального общего образования ОО включает следующие компоненты:
- обязательная часть учебного плана;
- часть, формируемая участниками образовательного процесса, включая внеурочную
деятельность.
Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов
обязательных предметных областей:
- Русский язык и литература (русский язык, литературное чтение);
- Иностранный язык (иностранный язык - английский язык);
- Математика и информатика (математика);
- Обществознание и естествознание (окружающий мир);
- Искусство (музыка, изобразительное искусство);
-Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура);
- Технология (технология);

- ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России).
Количество часов: 1 классы -21 час в неделю, 2-4 класс – 23 часа в неделю.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области.
1. «Русский язык и литературное чтение»
В предметной области изучаются учебные предметы «Русский язык»
и «Литературное чтение». В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1
Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебных предметов
предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ.
Количество часов на предметы указано в соответствии с федеральными учебными
планами федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992
Предмет «Русский язык» в начальной школе – часть единого непрерывного курса
обучения в начальной школе. Основное назначение данного предмета состоит в
том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности,
обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя
носителем языка.
Изучается по 5 часов в неделю.
Предмет «Литературное чтение» - один из основных предметов в системе начального
образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность,
способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Приоритетной целью обучения
литературному чтению является формирование читательской компетентности младших
школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность
определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
духовной потребностью в книге и чтении.
2. «Математика и информатика» организована изучением математики в 1-4
классах по 4 часа в неделю. Изучение математики и информатики направлено на
развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления,
воображения. Основные задачи начального обучения математике направлены на
формирование
у
младших
школьников
элементарных
математических
представлений и структуры мышления, подготовку к дальнейшему изучению
предмета. Поставленные задачи решаются за счет использования различных

программ и интеграции данной предметной области с геометрией и информатикой,
что обеспечивает высокий развивающий эффект обучения, интенсивное его влияние
на умственное развитие детей.
3. «Иностранный язык» представлена изучением английского языка, начиная
со второго класса в количестве 2 часа в неделю. При проведении занятий по учебным
предметам «Иностранный язык» (во 2–4-х классах) осуществляется деление классов на
две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Изучение
направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям
другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с
детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями
иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
4. «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» представлена
предметом «Окружающий мир» по 2 часа в неделю в 1-4 классах. Изучение учебного
предмета «Окружающий мир» направлено на формирование уважительного отношения к
семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны,
ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 №
371-ФЗ реализация учебного предмета предусматривает непосредственное применение
федеральной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир». Количество
часов на предмет указано в соответствии с федеральными учебными планами
федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992.
5. «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в
неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлен модули «Основы
светской этики». Основы светской этики - это один из шести модулей курса Основы
религиозных культур и светской этики, направленный на развитие ценностно – смысловой
сферы личности, расширение у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных
идеалах и ценностях, составляющих основу многонациональной культуры России,
осмысление их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
6. «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «ИЗО», изучаемым по 1
часу в неделю. Изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка»
направлено на развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
7. «Технология» представлена предметом «Технология» с 1 по 4 класс по 1 часу в
неделю. Учебный предмет «Технология» направлен на формирование опыта как основы
обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при

изучении других учебных предметов, формирование
практической преобразовательной деятельности учащихся.

первоначального

опыта

8. «Физическая культура» Учебный предмет «Физическая культура» направлен на
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и
социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений
саморегуляции средствами физической культуры, на формирование установки на
сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни
учащихся. Учебный предмет изучается в объеме 2 часов в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
представлена внеурочной деятельностью и утверждается планом внеурочной
деятельности.
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МАОУ
«Школа № 24 имени Ю.А .Гагарина».
Учебный план дает возможности для организации современных форм
промежуточной аттестации на основании ст. 58 п. 1 Закона РФ «Об образовании в
Российской Федерации» (промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах,
определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной
организацией):
Целью промежуточной аттестации являются:


установление фактического уровня теоретических знаний по предметам
обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков;



контроль выполнения учебных программ в соответствии с календарно-тематическим
планированием.
В качестве результатов промежуточной аттестации могут учитываться результаты
участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах (призовые места), в творческих
конкурсах, фестивалях, городских образовательных и социальных проектах, разработка
и презентация проектных работ в системе региональных и всероссийских конкурсов и
фестивалей в соответствии с содержанием образовательных областей.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной
системе, для первых классов по трем группам (низкий, средний, высокий).
Формы промежуточной аттестации:
Предметные области
Русский язык и
литература

Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и
информатика

Математика

Форма аттестации
Диктант с грамматическим
заданием
Комплексная контрольная
работа
Комплекс заданий
стандартизированной формы
Контрольная работа

Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Физическая культура
Технология
Основы духовнонравственной культуры
народов России

Окружающий мир

Комплекс заданий
стандартизированной формы

Музыка
Изобразительное
искусство
Физическая культура

Творческая работа
Творческая работа

Технология
Основы духовнонравственной
культуры народов
России

Дифференцированный зачет:
нормативы, теоретические
основы
Творческая работа
Творческий отчет

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предметные
области
Русский язык и
литература

Начальное общее образование
Учебные предметы
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Русский язык
5
5
5
5
Литературное
4
4
4
3
чтение
Иностранный язык
2
2
2

Иностранный
язык
Математика и
Математика
информатика
Обществознание Окружающий мир
и естествознание
(Окружающий
мир)
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство
Физическая
Физическая
культура
культура
Технология
Технология
Основы
Основы духовнодуховнонравственной
нравственной
культуры народов
культуры
России
народов России
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
(литературное чтение)
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
Учебные недели
Всего часов

Всего
20
15
6

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

1
1

1
1

1
1

1
1

4
4

2

2

2

2

8

1

1

1

1
1

4
1

20
1

22
1

22
1

22
1

86
4

21

23

23

23

90

33
693

34
782

34
782

34
782

135
3039


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».