Положение о психолого-педагогической службе1

профессионального образования в РФ на период до 2025 года Письмо Минпросвещения
России от 30.05.2022 № ДГ-1349/07 «О направлении Концепции и плана» (вместе с
«Концепцией развития психологической службы...»);
 Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Положения о психолого-медикопедагогической комиссии» от 20.09.2013 №1082,
 Распоряжение Минпросвещения России «Об утверждении примерного Положения о
психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» от 09.09.2019
№ Р-93,
 Распоряжение Минпросвещения России от 30.08.2019 № Р-88 «Об утверждении
методических рекомендаций по созданию условий для психологического
сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций»;
 Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении
методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб
|в общеобразовательных организациях»;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2017
№ 07-7657 «О направлении методических рекомендаций по внедрению
восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность
образовательных организаций»;
 Этический кодекс психолога, принятый 14.02.2012 года V съездом Российского
психологического общества;
 Профстандарт «Педагог-психолог» Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)»;
 Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...») (Зарегистрировано в
Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
 Устав Школы;
 настоящее Положение;
 приказы и распоряжения директора Школы.
1.5. Под обучающимися в настоящем Положении понимаются лица, обучающиеся в Школе,
в том числе:
 испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
своем развитии и социальной адаптации;
 с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды;
 с особыми образовательными потребностями: повышенными (проявляющимися)
познавательными потребностями, одаренные дети.
1.6. Решения службы психолого-педагогического сопровождения носят рекомендательный
характер.
2. Цели и задачи психолого-педагогической помощи, оказываемой в Школе
2.1. Основной целью психолого-педагогической помощи обучающимся является поддержка
процесса образования, направленная на своевременное обеспечение сохранения и укрепления
2

психологического здоровья обучающихся, снижение рисков дезадаптации и негативной
социализации детей, подростков, молодежи.
2.2. Основными задачами психолого-педагогической помощи обучающимся являются:
 психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных
жизненных ситуациях;
 диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития
обучающихся;
 сотрудничество специалистов с педагогами Школы по вопросам обеспечения
достижения каждым обучающимся максимально возможных для него личностных
и метапредметных образовательных результатов;
 содействие в построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
 содействие в создании условий для самостоятельного осознанного выбора
обучающимися профессии (или профессиональной области) и содействие в построении
личных профессиональных планов;
 содействие позитивной социализации обучающихся;
 проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося
(агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.)и
противоправного поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей;
 профилактика насилия и защиты детей от информации, наносящей вред их
психическому здоровью и нравственному развитию;
 содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности; профилактика
ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
 содействие в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни
обучающихся, в воспитании осознанного устойчивого отрицательного отношения
к употреблению алкоголя, психоактивных и наркотических веществ, табакокурению, и
другим вредным привычкам;
 психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
 психолого-педагогическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего
обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях инклюзивного обучения;



психологическое просвещение и консультирование родителей (законных
представителей) обучающегося, педагогов по проблемам обучения, воспитания,
поведения, развития.
2.3. Психолого-педагогическая помощь осуществляется в соответствии со следующими
принципами:
 адресности;
 сохранения ранее достигнутого уровня психолого-педагогической помощи
и постоянного его повышения;
 добровольности получения психолого-педагогической помощи;
 доступности;
 конфиденциальности (включая защиту персональных данных).
3. Организация деятельности по предоставлению психолого-педагогической
помощи в Школе
3.1. Психолого-педагогическая помощь обучающимся Школы предоставляется бесплатно.
3.2. Психолого-педагогическая помощь обучающимся предоставляется на основании
заявления-согласия в письменной форме одного из родителей (законных представителей)
– Приложение 1. В соответствии с принципом добровольности законные представители
обучающегося могут написать отказ от оказания психолого-педагогической помощи на любой
стадии. Обучающиеся в возрасте старше 14 лет могут самостоятельно обращаться за
психолого-педагогической помощью.
3

Обучающиеся и их родители (законные представители) могут самостоятельно определять
необходимый уровень оказания психолого-педагогической помощи.
Родители (законные представители) обучающихся и обучающиеся при получении
психолого-педагогической помощи имеют право:
 на уважительное и гуманное отношение;
 на отказ на любой стадии от оказания психолого-педагогической помощи;
 на получение информации о возможности оказания психолого-педагогической
помощи, за исключением случаев оказания психолого-педагогической помощи
анонимно;
 на иные права, предусмотренные действующим законодательством.
3.3. При оказании психолого-педагогической помощи обучающимся в целях защиты прав
ребенка, его законных представителей должна быть обеспечена конфиденциальность их
персональных данных. Разглашение конфиденциальных данных возможно только в
случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
4. Особенности работы Службы психолого-педагогического
сопровождения в Школе
4.1. Основной целью деятельности службы психолого-педагогического сопровождения
в Школе является психолого-педагогическая помощь обучающимся и поддержка процесса
образования, направленная на своевременное обеспечение сохранения и укрепления
психологического
здоровья
обучающихся,
своевременное
выявление
причин,
препятствующих успешному усвоению общеобразовательных программ.
4.2. Основными задачами службы психолого-педагогического сопровождения в Школе
выступают:
 психологическая поддержка и сопровождение обучающихся;
 диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития
обучающихся;
 содействие позитивной социализации и адаптации обучающихся;
 проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося и
противоправного поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей;
 психологическое просвещение и консультирование родителей (законных
представителей) обучающихся, педагогов по проблемам обучения, воспитания,
поведения, развития детей.
4.3. Оказание психолого-педагогической помощи службой психолого-педагогического
сопровождения Школы в первую очередь направлено на:
 своевременное выявление конфликтных ситуаций в школе;
 изучение межличностных отношений, обучающихся;
 проведение психологической экспертизы (оценки) комфортности и безопасности
образовательной среды в Школе;
 снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей, подростков,
молодежи.
4.4. Основными функциями службы психолого-педагогического сопровождения являются:
 содействие созданию в Школе социальной ситуации оптимального развития и
социально-психологического благополучия обучающихся, их родителей (законных

4

представителей), педагогических и иных работников, формирования социальноадаптивной личности с учетом ее индивидуальных особенностей;
 содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения,
социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного
и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы
взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
 содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений и
навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения
успеха в жизни;
 оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей исходя
из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
 предупреждение возникновения проблем развития обучающихся;
 содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в
воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи,
толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности
к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой
личности.
4.5. Основные формы работы службы психолого-педагогического сопровождения:
 диагностика обучающихся (социальная, психологическая, логопедическая,
дефектологическая);
 проведение консультаций для обучающихся, родителей, педагогов;
 индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;
 тематические лекции, семинары, тренинги, беседы с родителями, обучающимися;
 подготовка психолого-педагогических характеристик обучающихся.
4.6. Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения оказывают:
 методическую помощь учителям-предметникам, осуществляющим образовательную
деятельность, включая помощь в разработке индивидуальных учебных планов, выборе
оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих
трудности в освоении образовательных программ, или одаренных обучающихся,
выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
 специализированную помощь обучающимся, нуждающимся в психологопедагогической и социальной помощи;
 консультационную помощь педагогическим и руководящим работникам Школы,
родителям (законным представителям) обучающихся.
5. Организация деятельности Службы
психолого-педагогического сопровождения в Школе
5.1. Служба психолого-педагогического сопровождения в Школе осуществляется через два
совещательных органа: психолого-педагогический консилиум (ППк) и Школьный совет
профилактики, которые создаются приказом директора.
В состав службы входят: педагог-психолог (психолог), социальный педагог, заместители
директора, учитель-логопед (при необходимости), учитель-дефектолог (при необходимости),
тьютор, ассистент-помощник, другие педагогические работники и специалисты. При
необходимости привлекаются к текущей деятельности службы педагогические работники или
иные специалисты Школы, которые не входят в состав службы.
5.2. В деятельности службы психолого-педагогического сопровождения наряду
с сотрудниками Школы, также могут участвовать специалисты учреждений, осуществляющих
психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, и иных организаций,
обладающих ресурсами, необходимыми для оказания психолого-педагогической помощи
обучающимся. Участие указанных специалистов в деятельности службы Школы
осуществляется на основании договора в рамках сетевого взаимодействия.
5

5.3. Школа создает необходимые материально-технические условия для деятельности службы
психолого-педагогического сопровождения (кабинеты, оборудования).
5.4. Квалификация работников службы психолого-педагогического сопровождения должна
соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих
(раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»),
утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (с изменениями
и дополнениями), а также профессиональным стандартам по соответствующим должностям.
5.5. Повышение психолого-педагогической компетентности осуществляется за счет курсов
повышения профессиональной квалификации, системы непрерывного образования, в которой
предусмотрены различные формы повышения квалификации (конференции, семинары,
мастер-классы, вебинары, стажировочные площадки, самообразование, взаимопосещение,
индивидуальные и образовательные маршруты педагога (ИОМ) и другое).
6. Права работников Службы психолого-педагогического сопровождения
6.1. В своей профессиональной деятельности специалисты службы психолого- педагогического

сопровождения имеют право:
 самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом запросов
участников образовательных отношений и возможностей Школы;
 самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с участниками
образовательных отношений, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос
об очередности проведения различных видов работ;
 отказываться от выполнения возложенных на них обязанностей при отсутствии
необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
 обмениваться
информацией
со специалистами
смежных
специальностей
и представителями других ведомств в интересах обучающихся (Министерство
образования Красноярского края, территориальное управление образованием
Кировского района, ПМПК, КДН, МСЭ, ПДН и иные организации, случаях, не
противоречащих законодательству);
 приглашать для бесед и консультаций обучающихся и их законных представителей;
 разрабатывать методики и критерии оценивания личностного и интеллектуального
развития обучающихся, методические рекомендации по работе с обучающимисяс
учетом их личностных характеристик, рекомендации по организации бесконфликтного
взаимодействия участников образовательных отношений.
7. Ответственность Службы психолого-педагогического сопровождения
7.1. Работники службы психолого-педагогического сопровождения несут ответственность за:
 обоснованность
психолого-педагогического
заключения
по
результатам
диагностического
процесса,
адекватность
используемых
диагностических,
развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств,
обоснованность даваемых рекомендаций;
 выполнение плана своей работы;
 выполнение принятых решений и рекомендаций;
 бездействие при обращениях участников образовательных отношений;
 соблюдение конфиденциальности в отношении полученных сведений.
8. Соблюдение конфиденциальности при обращении в Службу психологопедагогического сопровождения
8.1. В деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в Школе должен
6

неукоснительно соблюдаться принцип конфиденциальности, защиты персональных данных,
который включает в себя следующие аспекты:
 лица, принимающие участие в психолого-педагогических мероприятиях, должны делать
это сознательно и добровольно, должны быть осведомлены об объемеи характере
информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам;
 информация, полученная в процессе психолого-педагогических мероприятий,не
подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости
предоставления ее третьим лицам должна быть представлена в форме,исключающей ее
использование против интересов и прав участников психолого- педагогических
мероприятий;
 отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации
должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности лиц,
принимавших участие в психолого-педагогических мероприятиях.
9. Организация работы психолого-педагогического сопровождения
с применением дистанционных технологий
9.1.
Психолого-педагогическое сопровождение с применением дистанционных
образовательных технологий может быть организовано с использованием информационных
систем, а также сайта Школы.
9.2.
Администрация Школы, педагоги, обучающиеся и их родители (законные
представители) своевременно получают полную информацию о работе психологопедагогической службы, благодаря информационной среде.
9.3. С помощью дистанционных и информационно-коммуникационных технологий:
 служба психолого-педагогического сопровождения планирует свою деятельность:
выбирает из имеющихся или создает нужные для педагогов, обучающихся иих
родителей (законных представителей), ресурсы, информационные материалы, тесты,
задания и др.;
 обучающиеся знакомятся, собирают и получают информацию, участвуют в он-лайн
беседах, консультациях, обращаются к психолого-педагогической службе за помощью;
 специалисты службы сопровождения проводят необходимые консультации с
обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами.
Номенклатура службы психолого-педагогического
сопровождения Школы
10.1. Делопроизводство (наличие, ведение документооборота) соответствует принятой по
приказу Номенклатуре дел Школы, в соответствии с Положениями о ППк, Школьном Совете
профилактике, Службе Медиации Школы:
10.

Индекс дела
1

Наименование дела
2

03-11
03-12

Документы по работе с детьми и семьями, находящимися в СОП
Протоколы Совета по профилактике безнадзорности, беспризорности и
правонарушений среди обучающихся
Журнал взаимодействия с учреждениями системы профилактики
Документация, регламентирующая деятельность специалистов психологопедагогического сопровождения (план, отчет, расписание/график работы/
циклограмма, таблицы с результатами коррекционной работы за три периода:
начало года, середина, конец года).
Делопроизводство психолого-педагогического консилиума (далее ППк) за
текущий учебный год: приказ ППк, план-график ППк, архивный лист или лист
учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк (ведется в электронном
виде в течение года, в печатном виде – по итогу года), протоколы ППк плановых и
внеплановых заседаний, документы с приложениями по каждому заседанию ППк.
Протоколы заседания ППк (подшиваются листы протоколов в печатном виде в

03-13
04-01

04-02

7

04-03
04-04
04-05
04-06
04-07
04-08
04-09
04-10

папку с делопроизводством ППк).
Журнал учета заявок (обращений) в ППк от участников образовательных
отношений
Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического
консилиума и направлений обучающихся на ПМПК/ МСЭ/ иное
Журнал педагога-психолога
Журнал учета посещения индивидуальных, подгрупповых и групповых
коррекционно-развивающих занятий (ведут логопеды, дефектологи)
Речевые карты (логопед)
Карты динамического развития (дефектолог)
Психолого-педагогические карты (психолог_
Адаптированная образовательная программа (АОП) на обучающегося или
группу обучающихся с ОВЗ

10.2. План работы специалиста службы психолого-педагогического сопровождения разрабатывается
на 1 год по следующим направлениям, где раскрываются содержательно в разных организационных
формах деятельности образовательной организации и отражают содержание системы комплексного
психолого-педагогического сопровождения обучающихся:








диагностическое,
коррекционно-развивающее
психопрофилактическое/ профилактическое
консультативное
информационно-просветительское
аналитическое.

Директор школы

И.С. Кладова

8

Приложение 1
Директору МАОУ «Школа № 24 им. Ю.А. Гагарина»
И.С. Кладовой
От
(Ф.И.О. полностью)

проживающий по адресу:
конт.тел.
ЗАЯВЛЕНИЕ - СОГЛАСИЕ
родителей (законных представителей)
НА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
несовершеннолетнего

Я,
Ф.И.О. родителя (законного представителя)

(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)

Являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)
(Ф.И.О. обучающегося)
(класс указать, в котором обучается обучающийся)
(дата дд.мм.гг. рождения обучающегося)

выражаю своё согласие муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Школа № 24 им. Ю.А. Гагарина»»,
расположенному по адресу: г.Березники, ул. Ломоносова, 80, на психолого-педагогическое обследование и сопровождение
обучающегося в соответствии с необходимостью (медицинскими показаниями, рекомендациями ПМП комиссии, возникшими
трудностями в обучении, плановыми мероприятиями по адаптации, готовности обучающихся, отрицательной/положительной
динамики)
Психолого-педагогическое сопровождение включает:
1.
Диагностическое обследование (первичное, текущее, в динамике, итоговое) специалистов (педагога, учителядефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога).
2.
Представление обучающегося специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума МБОУ СШ
№63.
3.
Наблюдение в период адаптации за обучающимся на учебных и внеучебных занятиях.
4.
Зачисление обучающегося на коррекционные, развивающие, профилактические занятия (в индивидуальной,
подгрупповой, групповой форме) к специалистам по необходимости.
5.
Выработка рекомендаций для педагогов, родителей (законных представителей) в устной, письменной форме по
вопросам профилактики, здоровьесбережения, обучения, воспитания, развития обучающегося.
6.
Консультирование педагогов, родителей (законных представителей), обучающегося (по желанию).
7.
Предоставление информации об обучающемся при оформлении на психолого – медико -педагогическую комиссию
(ПМПК).
Подтверждаю, что полностью информирован(а) о правах, которыми обладаю как родитель (законный представитель), в том числе
о праве присутствовать при психолого-педагогическом обследовании моего ребёнка, о конфиденциальности сведений и
получении мною информации о результатах обследования в доступной для понимания форме при моем личном обращении.

Настоящее заявление о согласии на психолого-педагогическое сопровождение действует на всё время пребывания
моего ребенка в МАОУ «Школа № 24 им.Ю.А. Гагарина»
Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного
документа, который может быть направлен мной в адрес МАОУ «Школа № 24 им.Ю.А. Гагарина» по почте
заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручен лично под расписку представителю администрации
МАОУ «Школа № 24 им. Ю.А. Гагарина».
«

»

20

г.

/
(подпись)

/
(Ф.И.О. полностью)

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».