профессионального образования в РФ на период до 2025 года Письмо Минпросвещения России от 30.05.2022 № ДГ-1349/07 «О направлении Концепции и плана» (вместе с «Концепцией развития психологической службы...»); Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Положения о психолого-медикопедагогической комиссии» от 20.09.2013 №1082, Распоряжение Минпросвещения России «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» от 09.09.2019 № Р-93, Распоряжение Минпросвещения России от 30.08.2019 № Р-88 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию условий для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций»; Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб |в общеобразовательных организациях»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2017 № 07-7657 «О направлении методических рекомендаций по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций»; Этический кодекс психолога, принятый 14.02.2012 года V съездом Российского психологического общества; Профстандарт «Педагог-психолог» Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав Школы; настоящее Положение; приказы и распоряжения директора Школы. 1.5. Под обучающимися в настоящем Положении понимаются лица, обучающиеся в Школе, в том числе: испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации; с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды; с особыми образовательными потребностями: повышенными (проявляющимися) познавательными потребностями, одаренные дети. 1.6. Решения службы психолого-педагогического сопровождения носят рекомендательный характер. 2. Цели и задачи психолого-педагогической помощи, оказываемой в Школе 2.1. Основной целью психолого-педагогической помощи обучающимся является поддержка процесса образования, направленная на своевременное обеспечение сохранения и укрепления 2 психологического здоровья обучающихся, снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей, подростков, молодежи. 2.2. Основными задачами психолого-педагогической помощи обучающимся являются: психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях; диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся; сотрудничество специалистов с педагогами Школы по вопросам обеспечения достижения каждым обучающимся максимально возможных для него личностных и метапредметных образовательных результатов; содействие в построении индивидуальной траектории образования обучающихся; содействие в создании условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и содействие в построении личных профессиональных планов; содействие позитивной социализации обучающихся; проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.)и противоправного поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; профилактика насилия и защиты детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию; содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности; профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов; содействие в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся, в воспитании осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных и наркотических веществ, табакокурению, и другим вредным привычкам; психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; психолого-педагогическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях инклюзивного обучения; психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающегося, педагогов по проблемам обучения, воспитания, поведения, развития. 2.3. Психолого-педагогическая помощь осуществляется в соответствии со следующими принципами: адресности; сохранения ранее достигнутого уровня психолого-педагогической помощи и постоянного его повышения; добровольности получения психолого-педагогической помощи; доступности; конфиденциальности (включая защиту персональных данных). 3. Организация деятельности по предоставлению психолого-педагогической помощи в Школе 3.1. Психолого-педагогическая помощь обучающимся Школы предоставляется бесплатно. 3.2. Психолого-педагогическая помощь обучающимся предоставляется на основании заявления-согласия в письменной форме одного из родителей (законных представителей) – Приложение 1. В соответствии с принципом добровольности законные представители обучающегося могут написать отказ от оказания психолого-педагогической помощи на любой стадии. Обучающиеся в возрасте старше 14 лет могут самостоятельно обращаться за психолого-педагогической помощью. 3 Обучающиеся и их родители (законные представители) могут самостоятельно определять необходимый уровень оказания психолого-педагогической помощи. Родители (законные представители) обучающихся и обучающиеся при получении психолого-педагогической помощи имеют право: на уважительное и гуманное отношение; на отказ на любой стадии от оказания психолого-педагогической помощи; на получение информации о возможности оказания психолого-педагогической помощи, за исключением случаев оказания психолого-педагогической помощи анонимно; на иные права, предусмотренные действующим законодательством. 3.3. При оказании психолого-педагогической помощи обучающимся в целях защиты прав ребенка, его законных представителей должна быть обеспечена конфиденциальность их персональных данных. Разглашение конфиденциальных данных возможно только в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ. 4. Особенности работы Службы психолого-педагогического сопровождения в Школе 4.1. Основной целью деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в Школе является психолого-педагогическая помощь обучающимся и поддержка процесса образования, направленная на своевременное обеспечение сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, своевременное выявление причин, препятствующих успешному усвоению общеобразовательных программ. 4.2. Основными задачами службы психолого-педагогического сопровождения в Школе выступают: психологическая поддержка и сопровождение обучающихся; диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся; содействие позитивной социализации и адаптации обучающихся; проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося и противоправного поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по проблемам обучения, воспитания, поведения, развития детей. 4.3. Оказание психолого-педагогической помощи службой психолого-педагогического сопровождения Школы в первую очередь направлено на: своевременное выявление конфликтных ситуаций в школе; изучение межличностных отношений, обучающихся; проведение психологической экспертизы (оценки) комфортности и безопасности образовательной среды в Школе; снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей, подростков, молодежи. 4.4. Основными функциями службы психолого-педагогического сопровождения являются: содействие созданию в Школе социальной ситуации оптимального развития и социально-психологического благополучия обучающихся, их родителей (законных 4 представителей), педагогических и иных работников, формирования социальноадаптивной личности с учетом ее индивидуальных особенностей; содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; предупреждение возникновения проблем развития обучающихся; содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 4.5. Основные формы работы службы психолого-педагогического сопровождения: диагностика обучающихся (социальная, психологическая, логопедическая, дефектологическая); проведение консультаций для обучающихся, родителей, педагогов; индивидуальные и групповые занятия с обучающимися; тематические лекции, семинары, тренинги, беседы с родителями, обучающимися; подготовка психолого-педагогических характеристик обучающихся. 4.6. Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения оказывают: методическую помощь учителям-предметникам, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, или одаренных обучающихся, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению; специализированную помощь обучающимся, нуждающимся в психологопедагогической и социальной помощи; консультационную помощь педагогическим и руководящим работникам Школы, родителям (законным представителям) обучающихся. 5. Организация деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения в Школе 5.1. Служба психолого-педагогического сопровождения в Школе осуществляется через два совещательных органа: психолого-педагогический консилиум (ППк) и Школьный совет профилактики, которые создаются приказом директора. В состав службы входят: педагог-психолог (психолог), социальный педагог, заместители директора, учитель-логопед (при необходимости), учитель-дефектолог (при необходимости), тьютор, ассистент-помощник, другие педагогические работники и специалисты. При необходимости привлекаются к текущей деятельности службы педагогические работники или иные специалисты Школы, которые не входят в состав службы. 5.2. В деятельности службы психолого-педагогического сопровождения наряду с сотрудниками Школы, также могут участвовать специалисты учреждений, осуществляющих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для оказания психолого-педагогической помощи обучающимся. Участие указанных специалистов в деятельности службы Школы осуществляется на основании договора в рамках сетевого взаимодействия. 5 5.3. Школа создает необходимые материально-технические условия для деятельности службы психолого-педагогического сопровождения (кабинеты, оборудования). 5.4. Квалификация работников службы психолого-педагогического сопровождения должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (с изменениями и дополнениями), а также профессиональным стандартам по соответствующим должностям. 5.5. Повышение психолого-педагогической компетентности осуществляется за счет курсов повышения профессиональной квалификации, системы непрерывного образования, в которой предусмотрены различные формы повышения квалификации (конференции, семинары, мастер-классы, вебинары, стажировочные площадки, самообразование, взаимопосещение, индивидуальные и образовательные маршруты педагога (ИОМ) и другое). 6. Права работников Службы психолого-педагогического сопровождения 6.1. В своей профессиональной деятельности специалисты службы психолого- педагогического сопровождения имеют право: самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом запросов участников образовательных отношений и возможностей Школы; самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с участниками образовательных отношений, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ; отказываться от выполнения возложенных на них обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей; обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах обучающихся (Министерство образования Красноярского края, территориальное управление образованием Кировского района, ПМПК, КДН, МСЭ, ПДН и иные организации, случаях, не противоречащих законодательству); приглашать для бесед и консультаций обучающихся и их законных представителей; разрабатывать методики и критерии оценивания личностного и интеллектуального развития обучающихся, методические рекомендации по работе с обучающимисяс учетом их личностных характеристик, рекомендации по организации бесконфликтного взаимодействия участников образовательных отношений. 7. Ответственность Службы психолого-педагогического сопровождения 7.1. Работники службы психолого-педагогического сопровождения несут ответственность за: обоснованность психолого-педагогического заключения по результатам диагностического процесса, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций; выполнение плана своей работы; выполнение принятых решений и рекомендаций; бездействие при обращениях участников образовательных отношений; соблюдение конфиденциальности в отношении полученных сведений. 8. Соблюдение конфиденциальности при обращении в Службу психологопедагогического сопровождения 8.1. В деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в Школе должен 6 неукоснительно соблюдаться принцип конфиденциальности, защиты персональных данных, который включает в себя следующие аспекты: лица, принимающие участие в психолого-педагогических мероприятиях, должны делать это сознательно и добровольно, должны быть осведомлены об объемеи характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам; информация, полученная в процессе психолого-педагогических мероприятий,не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости предоставления ее третьим лицам должна быть представлена в форме,исключающей ее использование против интересов и прав участников психолого- педагогических мероприятий; отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности лиц, принимавших участие в психолого-педагогических мероприятиях. 9. Организация работы психолого-педагогического сопровождения с применением дистанционных технологий 9.1. Психолого-педагогическое сопровождение с применением дистанционных образовательных технологий может быть организовано с использованием информационных систем, а также сайта Школы. 9.2. Администрация Школы, педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители) своевременно получают полную информацию о работе психологопедагогической службы, благодаря информационной среде. 9.3. С помощью дистанционных и информационно-коммуникационных технологий: служба психолого-педагогического сопровождения планирует свою деятельность: выбирает из имеющихся или создает нужные для педагогов, обучающихся иих родителей (законных представителей), ресурсы, информационные материалы, тесты, задания и др.; обучающиеся знакомятся, собирают и получают информацию, участвуют в он-лайн беседах, консультациях, обращаются к психолого-педагогической службе за помощью; специалисты службы сопровождения проводят необходимые консультации с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами. Номенклатура службы психолого-педагогического сопровождения Школы 10.1. Делопроизводство (наличие, ведение документооборота) соответствует принятой по приказу Номенклатуре дел Школы, в соответствии с Положениями о ППк, Школьном Совете профилактике, Службе Медиации Школы: 10. Индекс дела 1 Наименование дела 2 03-11 03-12 Документы по работе с детьми и семьями, находящимися в СОП Протоколы Совета по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди обучающихся Журнал взаимодействия с учреждениями системы профилактики Документация, регламентирующая деятельность специалистов психологопедагогического сопровождения (план, отчет, расписание/график работы/ циклограмма, таблицы с результатами коррекционной работы за три периода: начало года, середина, конец года). Делопроизводство психолого-педагогического консилиума (далее ППк) за текущий учебный год: приказ ППк, план-график ППк, архивный лист или лист учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк (ведется в электронном виде в течение года, в печатном виде – по итогу года), протоколы ППк плановых и внеплановых заседаний, документы с приложениями по каждому заседанию ППк. Протоколы заседания ППк (подшиваются листы протоколов в печатном виде в 03-13 04-01 04-02 7 04-03 04-04 04-05 04-06 04-07 04-08 04-09 04-10 папку с делопроизводством ППк). Журнал учета заявок (обращений) в ППк от участников образовательных отношений Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума и направлений обучающихся на ПМПК/ МСЭ/ иное Журнал педагога-психолога Журнал учета посещения индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий (ведут логопеды, дефектологи) Речевые карты (логопед) Карты динамического развития (дефектолог) Психолого-педагогические карты (психолог_ Адаптированная образовательная программа (АОП) на обучающегося или группу обучающихся с ОВЗ 10.2. План работы специалиста службы психолого-педагогического сопровождения разрабатывается на 1 год по следующим направлениям, где раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации и отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся: диагностическое, коррекционно-развивающее психопрофилактическое/ профилактическое консультативное информационно-просветительское аналитическое. Директор школы И.С. Кладова 8 Приложение 1 Директору МАОУ «Школа № 24 им. Ю.А. Гагарина» И.С. Кладовой От (Ф.И.О. полностью) проживающий по адресу: конт.тел. ЗАЯВЛЕНИЕ - СОГЛАСИЕ родителей (законных представителей) НА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ несовершеннолетнего Я, Ф.И.О. родителя (законного представителя) (номер, серия паспорта, когда и кем выдан) Являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть) (Ф.И.О. обучающегося) (класс указать, в котором обучается обучающийся) (дата дд.мм.гг. рождения обучающегося) выражаю своё согласие муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Школа № 24 им. Ю.А. Гагарина»», расположенному по адресу: г.Березники, ул. Ломоносова, 80, на психолого-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося в соответствии с необходимостью (медицинскими показаниями, рекомендациями ПМП комиссии, возникшими трудностями в обучении, плановыми мероприятиями по адаптации, готовности обучающихся, отрицательной/положительной динамики) Психолого-педагогическое сопровождение включает: 1. Диагностическое обследование (первичное, текущее, в динамике, итоговое) специалистов (педагога, учителядефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога). 2. Представление обучающегося специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума МБОУ СШ №63. 3. Наблюдение в период адаптации за обучающимся на учебных и внеучебных занятиях. 4. Зачисление обучающегося на коррекционные, развивающие, профилактические занятия (в индивидуальной, подгрупповой, групповой форме) к специалистам по необходимости. 5. Выработка рекомендаций для педагогов, родителей (законных представителей) в устной, письменной форме по вопросам профилактики, здоровьесбережения, обучения, воспитания, развития обучающегося. 6. Консультирование педагогов, родителей (законных представителей), обучающегося (по желанию). 7. Предоставление информации об обучающемся при оформлении на психолого – медико -педагогическую комиссию (ПМПК). Подтверждаю, что полностью информирован(а) о правах, которыми обладаю как родитель (законный представитель), в том числе о праве присутствовать при психолого-педагогическом обследовании моего ребёнка, о конфиденциальности сведений и получении мною информации о результатах обследования в доступной для понимания форме при моем личном обращении. Настоящее заявление о согласии на психолого-педагогическое сопровождение действует на всё время пребывания моего ребенка в МАОУ «Школа № 24 им.Ю.А. Гагарина» Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес МАОУ «Школа № 24 им.Ю.А. Гагарина» по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручен лично под расписку представителю администрации МАОУ «Школа № 24 им. Ю.А. Гагарина». « » 20 г. / (подпись) / (Ф.И.О. полностью) 9