Пояснительная записка к учебному плану МАОУ «Школа №24 им. Ю.А. Гагарина» на 2024 – 2025 учебный год Учебный план МАОУ «Школа № 24 имени Ю.А. Гагарина» сформирован на основе следующих нормативно – правовых документов: 1.Конституция Российской Федерации; 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (в действующей редакции); 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями и дополнениями); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебником»; 7.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 №АЗ-113/03 «Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального, общего и основного общего образования»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ ООО и СОО». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 11. Устав МАОУ «Школа №24 имени Ю.А. Гагарина»; 12. Основная образовательная программа МАОУ «Школа №24 имени Ю.А. Гагарина». 1.1 Учебный план на уровне основного общего образования в 20242025 учебном году сформирован в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Таким образом, в МАОУ «Школа №24 им. Ю.А. Гагарина» согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ на уровне основного общего образования в обязательном порядке будут реализовываться федеральные рабочие программы по учебным предметам: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности и защиты Родины», «Технология». 1.2 Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, направлений внеучебной деятельности, распределяет время, отводимое на освоение содержания образования. 1.3 Продолжительность учебного года составляет в 5-7 классах - 34 учебные недели. Начало учебного года - 2 сентября 2024 года. Сроки начала и окончания учебных четвертей, продолжительности каникул определены годовым календарным учебным графиком, являющимся неотъемлемой частью учебного плана. 1.4 Все учащиеся 5-7 классов будут учиться по пятидневной рабочей неделе. Все учащиеся 8-9 классов будут учиться по шестидневной рабочей неделе. 1.5 Продолжительность урока- 40 минут. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Общий объем нагрузки в течение дня не превышает: - для обучающихся 5-6 классов - не более б уроков; - для обучающихся 7-9 классов - не более 7 уроков. Продолжительность урока и количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, определяется образовательной организацией в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса, определенными санитарно-эпидемиологическими требованиями, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 1.6 Плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени) составляет - для обучающихся 5-9 классов 70-90%. Моторная плотность урока физической культуры - не менее 70% от общего времени урока (для всех классов) 1.7 Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется по затратам времени на его выполнение (в астрономических часах) и не превышает: в 5 классах - 2 ч., в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9 классах - до 3,5 ч.. 1.8 Для учащихся 5-7 классов суббота - день проведения массовых общешкольных мероприятий, определенных календарным планом воспитательной работы школы на учебный год. Учебные занятия для эти классов в субботу не проводятся. 1.9 При реализации ООП ООО особое внимание уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. При этом рекомендуется соблюдать гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, в части веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей: - для обучающихся 5-6 классов - не более 2,5 кг; - для обучающихся 7-8 классов - не более 3,5 кг; - для обучающихся 9-классов - не более 4 кг. 1.9 В содержательных разделах учебного плана реализован принцип единства образовательного пространства и преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования, выраженный в том числе в детализированном описании планируемых личностных и метапредметных результатов за весь период обучения на отдельном уровне общего образования, а также планируемых предметных достижений обучающегося за каждый год обучения. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (образовательной организацией), включающей внеурочную деятельность. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели с учетом специфики реализуемых образовательных программ (углубленного изучения отдельных учебных предметов). Обязательная часть учебного плана для 5-7 классов определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей: «Русский язык и литература», «Иностранные языки», «Математика и информатика», «Общественно-научные предметы», «Естественно-научные предметы», «Искусство», «Труд(Технология)», «Физическая культура», «Основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР)». В 2024 - 2025 учебном году в образовательной организации реализация преподавания учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" предусмотрена в 5 и 6 классах (1 час в неделю). Общая стратегия курса заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу. Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена в обязательной части учебного плана учебными предметами «История России. Всеобщая история», «География» и способствует интеллектуальному развитию учащихся, развитию познавательных способностей и социализации личности, формированию у учащихся научной картины мира, жизненной позиции в процессе усвоения социального опыта. В 2024-2025 учебном году для реализации модуля "Введение в Новейшую историю России" (9 классы) в учебном курсе "История России" количество часов на изучение учебного предмета "История" увеличено на 17 учебных часов. Предметная область «Математика и информатика» представлена в учебном плане учебным предметом «Математика», создающим благоприятные условия для формирования развивающей среды подрастающего человека, его интеллектуальных и морально-этических качеств через овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, достаточными для изучения других дисциплин, для продолжения обучения в системе непрерывного образования. При переходе на ФООП в 2024-2025 учебном году при изучении учебного предмета «Математика» предусмотрено введение в 7-9 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика». Предметная область «Естественно-научные предметы», представленные в учебном плане учебные предметы «Биология», «Физика»(7-9 классы), «Химия» (8-9 классы) направлены на формирование системы знаний фундаментальных законов природы, современных физических теорий и естественнонаучной картины мира, умений и навыков наблюдения за процессами, происходящими в природе, планирование и проведение экспериментальных исследований, систематизацию и интерпретацию их результатов, универсальных учебных действий учащихся посредством вовлечения их в проектно-исследовательскую деятельность, творческие занятия, основу которых составляют: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, проводить эксперимент, структурировать материал. На учебный предмет «Физическая культура» в инвариантной части учебного плана отводится 2 часа в неделю. Главным в решении задач физического воспитания учащихся является направленность на укрепление здоровья, овладение школой движений, развитие координационных и кондиционных способностей, формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, выработку представлений об основных видах спорта, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми. Предметная область «Искусство», представленная в учебном плане учебными предметами «Музыка» (5-8 классы) и «Изобразительное искусство» (5-7 классы), направлена на овладение учащимися следующими компетенциями: коммуникативной, ценностно-ориентированной, рефлексивной, навыками личностного саморазвития, что способствует развитию школьника как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с 01 сентября 2024 года на уровне начального и основного общего образования учебный предмет «Технология» меняет название на учебный предмет «Труд (технология)» (предметная область сохраняет название «Технология») и обновляет свое содержание. Усиливается предметнопрактическая направленность предмета, направленное на приобретение базовых навыков работы с различны ми материалами, возможность знакомства с миром профессий, самоопределения и ориентация обучающихся в сфере трудовой деятельности. Программа имеет модульную структуру, включает пять инвариативных модулей («Производство и технология», «Технология обработки материалов пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «3-D моделирование, прототипирование, макетирование», «Робототехника») и 3 вариативных модуля. Часть учебного плана, формируемая образовательной организацией, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения. В соответствии с этим время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение учебных часов предметов обязательной части и введение отдельных предметов, расширяющих образовательные области. В 2024-2025 учебном году 5а класс является про-инженерным классом, в связи с чем в рамках курсов по выбору реализуется курс «Математическая грамотность». В 2024-2025 учебном году дети с ограниченными возможностями (далее ОВЗ) обучаются по адаптированным программам, которые реализуются через организацию урочной и внеурочной деятельности (коррекционные занятия в объеме 5 часов в неделю). Коррекционные занятия распределены из расчета: 2 часа – коррекционно-развивающая логопедия; 1 час – психокоррекционные занятия; 2 часа – коррекция и развитие, учебно-познавательная деятельность. 2. Формы, периодичность, порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся 5-9 классов в 2024-2025 учебном году В соответствии со ст.2 п.22, ст.58 п.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточная аттестация сопровождает освоение образовательной программы (отдельной части, всего объема учебного предмета, курса, дисциплины) и проводится в формах, определенных учебным планом и в порядке, установленным образовательной организацией на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «Школа №24 им. Ю.А. Гагарина» Для учащихся 5-8 классов: -по итогам каждой четверти четвертные отметки по всем предметам учебного плана; -по итогам учебного года - итоговые годовые отметки по всем предметам учебного плана; всероссийские проверочные работы в соответствии с графиком ВПР (на основании решения Педагогического совета). Для учащихся 9-х классов: - по итогам каждой четверти - четвертные итоговые отметки по всем предметам учебного плана; - по итогам года - итоговые годовые отметки по всем предметам учебного плана и Государственная итоговая аттестация (май-июнь) в соответствии с Положением о Государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов 2.2. При формировании учебного плана для обучения детей в очно-заочной и (или) заочной формах уменьшать количество предметных областей (учебных предметов) обязательной (инвариантной) части учебного плана запрещается. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы определяется для каждого обучающегося индивидуально. Если учебный предмет изучается в рамках самостоятельной работы обучающихся, в их годовом учебном плане должны быть предусмотрены часы для проведения промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся. 2.3. При планировании оценочных процедур педагогические работники школы придерживаются следующих рекомендаций: - проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; - не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним по расписанию; - не проводить для учащихся одного класса более одной оценочной процедуры в день; - при проведении оценочных процедур учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ, формирование массива результатов оценочных процедур, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости - повторение и закрепление материала. Формы промежуточной аттестации класс 5-9 5-9 Вид контроля Промежуточная аттестация Годовая промежуточная аттестация Предмет Математика Алгебра Геометрия Русский язык Литература Физика Биология География Обществознание Информатика Иностранный язык Информатика Изобразительное искусство Музыка Труд (Технология) Физическая культура Основы духовнонравственной культуры народов России Химия Математика Алгебра Геометрия Русский язык Литература Биология География Физика История Обществознание Иностранный язык Форма проведения Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Контрольный норматив Тестирование Контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Контрольное сочинение Итоговая контрольная работа Итоговое тестирование Итоговая контрольная работа Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Информатика Изобразительное искусство Музыка Труд (Технология) Физическая культура Основы духовнонравственной культуры народов России Химия Итоговое тестирование Реферат Индивидуальный проект Индивидуальный проект Контрольный норматив Итоговое тестирование Итоговая контрольная работа 3. Учебный план основного общего образования Предметные области Учебные предметы классы Количество часов в неделю 5 6 7 8 9 Всего а,б,в, а,б,в, а,б,в, а,б,в, а,б,в, г,д г,д г,д г,д д Обязательная часть Русский язык и Русский язык литература Литература Иностранные языки Иностранный язык Математика и Математика информатика Алгебра Геометрия Вероятность статистика и Информатика Общественно- История научные Обществознани предметы е География Естественнона Физика учные Химия предметы Биология 5 6 4 3 3 21 3 3 2 2 3 13 3 3 3 3 3 15 5 5 - - - 10 - - 3 3 3 9 - - 2 2 2 6 - - 1 1 1 3 - - 1 1 1 3 2 2 2 2 2 10 - 1 1 1 1 4 1 1 2 2 2 8 - - 2 2 3 7 - - - 2 2 4 1 1 1 2 2 7 Основы духовнонравственной культуры народов России Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство 1 1 - - - 2 Изобразительно е искусство 1 1 1 - - 3 Музыка 1 1 1 1 - 4 Труд (технология) 2 2 2 1 1 8 Основы Основы безопасности и безопасности и защиты защиты Родины Родины - - - 1 1 2 Физическая культура 2 2 2 3 3 12 27 29 30 32 33 151 Труд (технология) Итого Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору: Математическая грамотность Естественнонауч ная грамотность Читательская грамотность «Мой Пермский край» «За страницами учебника истории» «Занимательный английский» Избранные вопросы математики «Дружим с грамматикой» Функциональная грамотность Специальный английский Эксперименталь ная химия Всего: Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка при шестидневной учебной неделе 5а 5б 5в 1 1 5г 5д 6а 6б 6в 6г 6д 7а 7б 7в 7г 7д 8а 8б 8в 8г 8д 9а 9б 9в 9д 2 1 1 1 1 Всего 5-9 кл 4 1 2 1 1 1 1 1 5 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 34 2 34 2 34 2 34 2 34 986 986 986 986 986 29 29 29 29 29 9 1 1 1 6 1 1 1 4 1 34 10 20 1 34 10 20 1 34 10 20 1 34 10 20 1 34 10 20 2 34 10 88 2 34 10 88 2 34 10 88 2 34 10 88 2 34 10 88 4 34 12 24 4 34 12 24 4 34 12 24 4 34 12 24 4 34 12 24 3 34 12 24 3 34 12 24 3 34 12 24 3 34 122 4 30 30 30 30 30 32 32 32 32 32 36 36 36 36 36 36 36 36 36 57 816 26486 779 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)