Школа имени Гагарина - образовательное пространство пропедевтики
инженерного образования
(2022-2026гг)
Паспорт программы развития
Полное наименование
организации
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение СОШ № 24 г. Березники
Документы,
послужившие
основанием
для разработки
программы развития
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации».
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»
(с изменениями и дополнениями).
4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года».
5. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
(п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв.
президиумом
Совета
при
Президенте
РФ
по
стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16).
6. Стратегии развития информационного общества в
Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная
указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203.
7. Концепция общенациональной системы выявления и
развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ
03.04.2012 № Пр-827.
8. Основы государственной молодежной политики до 2025
года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от
29.11.2014 № 2403-р.
9. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 №
Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы
«Развитие дополнительного образования детей, выявление
и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности».
10. Концепция развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
11. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
12. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021№ 286
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования» (ФГОС-2021).
13. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования» (ФГОС-2021).
14. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
15. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
16. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
17. Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК123/07
18. Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. № 308-ПК
«Об образовании в Пермском крае» (в ред.06.10.2020).
19. Государственная программа Пермского края «Образование и
молодежная
политика»
(Утверждена
постановлением
Правительства Пермского края от 03.10.2013 г. № 1318-п (в ред.
от 01.12. 2022 № 1035-п)).
20. Программа развития муниципальной системы образования
МО «Березники» «Оберег будущего» на 2022-2025 гг.
21. Устав МАОУ «СОШ №24».
Сведения о
разработчиках
Ответственные:
Кладова Ирина Сергеевна, директор МАОУ «СОШ №24»
Ишмурова Рамиля Ринатовна, заместитель директора по ВР
Рабочая группа, утвержденном приказом МАОУ «СОШ №
24» от 10.10.2022 г № 64 -ОД
Актуальность
Предыдущая программа развития школы
1.
оказалась реализованной не в полной мере. В период ее
реализации (2018-2022) школа показала отрицательную
динамику образовательных результатов (вошла в список
ШНОР).
Частично
школы».
Корневыми
утратила
традиции
причинами
«гагаринской
данной
кризисной
ситуации считаем низкую адаптивность учебного процесса
(в школе недостаточно учитываются индивидуальные
возможности обучающихся, не применяется формирующее
оценивание,
в
недостаточной
степени
используются
современные педагогические технологи) и пониженный
уровень
качества
школьной
образовательной
и
воспитательной среды (низкая мотивация обучающихся и
учителей,
отсутствие
коммуникации
полноценной
профессиональной
педагогов,
недостаточная
профориентационная работа). Управленческие механизмы
школы показали свою неэффективность, прежде всего, в
силу
своей
дисперсности,
отсутствия
командного
мышления и единых ценностных ориентиров.
Цели
программы
развития
1.
Создание
системы
воспитания
личности,
ориентированной
на
осознанное
развитие
своих
способностей во благо школы, города, края, страны.
2. Совершенствование механизмов управления качеством
образовательной деятельности школы.
3.
Создание
эффективной
управленческой команды.
Комплексные
задачи
программы
развития
административно-
1. Создать условия для формирования новой школьной
культурно-образовательной
среды,
способствующей
гармоничному развитию личности обучающегося и
педагога.
2. Внедрить инновационные педагогические подходы
выявления и поддержки способностей и талантов
обучающихся.
3. Сформировать компетенции проектного управления у
административной команды.
4. Совершенствовать механизмы ВСОКО: внедрить
формирующее оценивание, балльно-рейтинговую систему,
мотивирующий мониторинг.
5. Расширение спектра
образовательных услуг.
Основные
направления
развития
организации
дополнительных
платных
1. Внедрение образовательно-профориентационной модели
«Школа-вуз-предприятие»:
развитие
интеграционных
механизмов
в
пропедевтике
инженерного
(аэрокосмического и индустриального АВИСМА- класса)
2. Разработка и внедрение обновленной модели ВСОКО.
3. Развитие мотивации через внедрение новых видов
коммуникации всех участников образовательного процесса.
4. Формирование единой профессионально-ценностной
культуры педагогов.
Период реализации
программы развития
с 2022 года до 2026 года – 4 года
Порядок
финансирования
программы
развития
Средства местного, краевого и федерального бюджета.
Целевые субсидии, в т.ч. грантовая поддержка.
Средства от приносящей доход деятельности
Целевые индикаторы
и показатели
успешности
реализации
программы
Школа выходит из списка ШНОР.
Функционирует
образовательно-профориентационная
модель «Школа-вуз-предприятие».
Осуществляется ежегодный набор в 10-е классы в рамках
существующих профилей по направлениям «Инженерные
классы (аэрокосмический, «Ависма-класс)» и «Класс
социально-информационных технологий».
Педагоги ежегодно принимают участие в конкурсах
профессионального мастерства, номинируются на «Учителя
года», повышают квалификацию; увеличивается число
педагогов с первой и высшей квалификационной
категорией.
Обучающиеся ежегодно принимают участие в предметных
и профориентационных олимпиадах и конкурсах, включая
приоритетные; растут показатели их успешности.
Функционирует обновленная ВСОКО, в т.ч. балльнорейтинговая, критериальная система оценки результатов
обучения старшеклассников и система формирующего
оценивания.
Снижается доля неуспешных обучающихся на всех уровнях
образования.
Повышается доля обучающихся с высокими результатами.
Повышается доля обучающихся с ОВЗ, принимающих
участие в мероприятиях, направленных на развитие их
способностей и талантов.
Повышение доли выпускников, поступивших в СПО и вузы
региона, в соответствии с профориентационным и
экзаменационным выбором, отвечающим потребностям
города и региона.
Повышается
уровень
метапредметных
результатов
обучающихся, в т.ч. по функциональной грамотности.
Растет доля обучающихся, вовлеченных в деятельность
общественных
организаций,
добровольчество
и
самоуправление.
Повышается доля обучающихся, вовлеченных в программы
дополнительного образования, внеурочной деятельности на
основе их потребностей.
Функционирует система воспитания, соответствующая
Национальной доктрине образования.
Повышается доля педагогов, готовых к формированию
дополнительных профессиональных компетенций.
В школе действует мотивирующий мониторинг.
Повышается число педагогов, использующих проективные
педагогические технологии.
Осуществляется сетевое взаимодействие со школами,
вузами, предприятиями, организациями дополнительного
образования.
Ожидаемые
результаты
1. Школа вышла из списка ШНОР по итогам реализации
программы развития.
реализации
программы
2. Внедрена обновленная модель внутренней системы
оценки качества образования, основанная на глубоком
анализе данных.
3. Внедрена система наставничества.
4. Внедрены технологии формирующего оценивания и
учета динамики личностных достижений.
5. Внедрена система развития функциональной грамотности
обучающихся на всех уровнях образования в рамках
внеурочной деятельности.
6. Внедрена система учета и поощрения личных достижений
обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, в т.ч.
обучающихся с ОВЗ.
7. Внедрена система ранней профориентации; рост доли
выпускников, поступающих в вузы региона и выбирающих
профессии, связанные с экономическими потребностями
города и края.
8. Рост привлеченных в школу средств за счет
дополнительных платных образовательных услуг и
грантовой поддержки.
9. Увеличение доли обучающихся, принимающих участие в
предметных и профориентационных олимпиадах и
конкурсах, в т. ч. вузов и предприятий-партнеров.
10. Выстроена система внеурочной деятельности,
ориентированная
на
повышение
образовательных
результатов обучающихся.
11. Создан и функционирует «Центр детских инициатив».
12. Рост доли выпускников, целенаправленно поступающих
в ПНИПУ, в БФ ПНИПУ, Березниковский политехнический
техникум и другие технические ы и СПО
13.
Функционирует
музейное
воспитательное пространство.
образовательно-
14. Функционирует постоянно действующий школьный
творческий, спортивный коллектив.
15. Положительная динамика обучающихся, участвующих в
Общероссийском движении детей и молодежи «Движение
Первых»; функционирует актуальная воспитательная
система для
политики.
реализации
современной
молодежной
16. Положительная динамика результатов, обучающихся в
ходе государственной итоговой аттестации.
17. Введено обучение математики в НОО на углубленном
уровне.
18. Открытие гуманитарных классов на уровне СОО (медиа
–классы, классы креативных индустрий)
Контроль реализации
программы развития
Проектная группа, назначенная приказом директора,
осуществляет мониторинг эффективности и корректировку
реализации программы развития. Отчетная дата – май
каждого года. По итогам ежегодного мониторинга
ответственный работник составляет аналитический отчет о
результатах
реализации
программы
развития.
Ответственный назначается приказом директора.
Информационная справка об организации
Сведения об организации. МАОУ СОШ № 24 города Березники Пермского края (далее
– Школа, организация) создана в 1961 году на основании решения Исполнительного
комитета Березниковского городского Совета депутатов трудящихся №283 от
11.10.1961 г.
На сегодняшний день школа находится в одном типовом здании по проекту 1961 года.
У школы нет филиалов. В ней обучают 1178 учащихся, проектная мощность
предполагает только 900 человек. Учебные занятия проводятся в две смены. Режим
работы школы: шестидневная учебная неделя.
С начала 2022-2023 учебного года обеспечена занятость обучающихся по интересам во
второй половине дня и в субботу в рамках дополнительного образования и курсов
внеурочной деятельности, в т. ч. на базе ДЮЦ «Каскад». На конец 2022 года
дополнительным образованием в 40 кружках было охвачено 633 человека, из них 278 –
на внебюджетной основе.
Для функционирования школы, в том числе организации образовательного процесса
имеются:
учебные кабинеты – 31, площадь – 1530,50 м2;
компьютерный класс, площадь – 68 м2;
мастерская, площадь – 41,1 м2;
спортивный зал, площадь – 165,4 м2;
библиотека, площадь – 31,3 м2;
столовая на 162 посадочных мест;
архив, площадь – 32,4 м2;
медицинский кабинет, площадь – 27,7 м2;
кабинет психолога, площадь – 15,2 м2;
учительская, площадь – нет;
методический кабинет, площадь – 15,2 м2.
Сведения об обучающихся. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
– статистика показателей за 2019-2022 годы
№
п/п
Параметры статистики
1
Количество детей, обучавшихся
на конец учебного года, в том
числе:
1160
1157
1156
1173
– начальная школа
548
551
536
524
– основная школа
560
558
579
605
– средняя школа
52
48
41
44
Количество учеников,
оставленных на повторное
обучение:
7
12
10
-
– начальная школа
1
2
3
-
– основная школа
6
10
7
-
– средняя школа
-
-
-
-
Не получили аттестата:
2
3
3
-
– об основном общем
образовании
2
3
3
-
– среднем общем образовании
-
-
-
-
Окончили школу с аттестатом с
отличием:
1
5
1
-
– в основной школе
-
1
1
-
– средней школе
1
4
-
-
2
3
4
2019–
2020
учебный
год
2020–
2021
учебный
год
2021–
2022
учебный
год
На конец
2022 года
Приведенная статистика показывает, что численность обучающихся в текущем учебном
году резко возросла и будет продолжать расти, в т. ч. в связи с закрытием близлежащей
школы, увеличения числа обучающихся по программам ООО и СОО, переводящихся из
других школ. Можно говорить об уменьшении численности обучающихся, оставленных
на повторное обучение.
Характеристика окружающего социума. Социум школы представляет собой микро- и
макросреду. Микросреду составляют семьи обучающихся. Статистические сведения о
социальном статусе семей свидетельствуют о сохранении высокого показателя
численности многодетных и социально незащищенных семей (семьи, в которых
оформлена опека, имеются дети-инвалиды):
число обучающихся
из
многодетных
семей от общего
числа обучающихся
доля
опекаемых
обучающихся
от
общего числа
доля
детейинвалидов
от
общего числа семей
2019-2020
2020-2021
2021-2022
3,62
3,72
3,2
1,3
1,3
1
0,6
0,6
0,8
Макросреду или
макроокружение
представляют
различные
организации,
взаимодействие с которыми позволяет реализовать модель, основанную на сетевом
взаимодействии. Рядом со школой находятся МАОУ СП СШОР «Темп», МАОУ ДО
ДДЮТ, МАОУ ДО ДЮЦ «Каскад», МАУ СП СШ «Кристалл».
Соседство со школами заставляет развиваться, чтобы быть конкурентоспособными, но
при
этом
не
терять
своей
уникальности.
Налажено
сотрудничество
(профориентационное, сетевое, образовательное) с Пермским национальным
государственным исследовательским университетом.
Сотрудничество со спортивными комплексами позволяет обеспечить возможность
получения
дополнительного
образования,
реализовать
индивидуальнодифференцированный подход к развитию детей, удовлетворить потребность детей в
двигательной активности (через посещение учащимися различных спортивных секций,
совместных мероприятий).
Сетевое взаимодействие с МАУ ДЮЦ «Каскад» обеспечивает решение проблемы
нехватки площадей, кадровых ресурсов и материально-технического обеспечения
школы для качественной, разноуровневой и разносторонней внеурочной деятельности
обучающихся.
Организационно-педагогические условия организации, характеристика педагогов.
Общее количество работников – 74 человек. Из них 6 человек административноуправленческий персонал, 47 – учителя, 7 – иные педагогические работники, 14 –
непедагогические работники.
Образование, кол-во
работников
Наличие квалификационных
категорий, СЗД, кол-во работников
Высшее 48 чел.
Высшая – 7 чел.
Среднее специальное
– 17 чел.
Первая – 16 чел.
Обучаются в ВУЗах –
0 чел.
СЗД – 20 чел.
Стаж работы, колво работников
До 5 лет – 1 чел.
5 – 10 лет – 8 чел.
Свыше 15 лет – 66
чел.
Среди педагогического состава есть учителя, отмеченные наградами:
Почетный работник общего образования РФ – 6 работник;
Почетная грамота Министерства образования РФ – 0 работника;
Почетный работник образования Пермского края / Березники – 2 работников;
Отличник народного просвещения – 1 работник.
Статистика показывает, что доля педагогов с квалификационной категорией –
недостаточная (42,5%). В школе наблюдается дефицит квалифицированных
педагогических кадров. Не хватает психолого-педагогических и методических
компетенций.
На данный момент школа укомплектована для реализации образовательных программ
общего образования. На момент завершения реализации программы школа должна
усовершенствовать материально-техническую базу для эффективной реализации
программ дополнительного образования по следующим направлениям: программа
«Инженерия» в рамках внеурочной деятельности в МАУ ДО ДЮЦ «КАСКАД».
Направления:
3D-моделирование,
судомоделирование,
электроника,
авиамоделирование, VR-технологии, гео-квантум
Характеристика достижений организации. За последние три учебных года школу
четыре обучающихся закончили с золотыми медалями, два обучающихся аттестатами с
отличием (9-е классы). Один педагог стал призером и один педагог финалистом краевого
этапа конкурса «Учитель года». Учителя школы получили премии по итогам года
«Ступени». Одна обучающаяся стала призером краевого этапа Всероссийской школьной
олимпиады, один человек стал победителем муниципального тура Всероссийской
школьной олимпиады. Пять человек стали призерами муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников.
В школе организован театр, действует спортивный клуб, воссоздается музей
«Космическая школа». Планируется создание центра детских инициатив
Основания для разработки программы развития
Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала:
результативность реализации программы развития школы на 2019-2022 годы;
потенциал развития школы на основе SWOT–анализа возможностей и
проблем образовательной организации;
возможные варианты развития.
Основания для разработки программы развития школы по итогам SWOT-анализа
Оценка перспектив развития исходя из
внешних факторов
сильная сторона
слабая сторона
возможности
угрозы
кадровое обеспечение образовательного процесса
Оценка внутреннего потенциала
Профессиональная
команда: 6 учителей с
высшей категорией, 9
учителей с 1-й
категорией, 1 кандидат
наук, 1 аспирант.
Личностный рост
педагогов: 100%
прохождение КПК,
успешное регулярное
участие в
профессииональных
Высокая
педагогическая
нагрузка педагогов.
Недостаточно
сформированная
система
наставничества и
педагогического
взаимодействия.
Невысокая доля
молодых
Сетевое
взаимодействие и
совместное
педагогическое
проектирование с
ПНИПУ (заключен
договор).
Внешний экспертный
анализ и методическая
помощь (ВШЭ,
Инновационно-
Естественный отток из
школы педагоговстажистов при
отсутствии им
кадровой замены
конкурсах (призеры), в
т.ч. "Учитель года",
"Перспектива".
специалистов (13% в
возрасте до 35 лет
включительно, 63% в
возрасте от 36 до 55
лет, 24% старше 55
лет)
методическая сеть
проектирования и
реализации
образовательных
проектов soft-self-skills).
Недостаточная
компетентность
педагогов в обучении
функциональной
грамотности
образовательные результаты
Устойчивый рост
результатов ВПР по
математике (5 классы)
за три года (3,66-3,864,02)
Выход результатов
ВПР по русскому языку
и математике (6 классы)
из зоны < 3.
Рост результатов ОГЭ
по математике.
Хорошие (ср. 4+)
результаты ЕГЭ по
русскому языку и
математике за три года.
Нестабильная
динамика ЕГЭ по
математике (4,47-3,834,21)
Снижение
результатов ЕГЭ по
русскому языку (4,394,4-4,05).
Снижение
результатов ОГЭ по
русскому языку (4,133,84).
Совершенствование
образовательных
(предметных,
функциональных,
личностных и
метапредметных)
результатов
обучающихся в
комплексе через
обновленную систему
внеурочной и урочной
деятельность.
В результате закрытия
соседней школы
возможен
дополнительный
приток обучающихся
с низкими
образовательными
результатами
Совершенствование
ВСОКО
Отсутствие
положительной
динамики по ВПР в 56 классах, в целом.
Недостаточный
уровень
функциональной
грамотности
обучающихся
контингент обучающихся
Регулярные успехи
(призеры) в
предметных
олимпиадах
муниципального и
краевого уровня
Регулярные высокие
спортивные
результаты, включая
победы на чемпионатах
России
Отсутствие ярко
выраженного
девиантного
поведения и травли в
школьном коллективе
Включенность
большей части
Наличие обучающихся
категории СОП,
значительное
употребление вейпов,
низкая учебная
мотивация части
обучающихся,
прогулы
Соверешенствование
мотивационной работы
с обучающимися
Реализация
профориентационной
программы «Лифт в
будущее»
Индивидуальная работа
с проблемными
категориями
обучающихся и
одаренными детьми, в
т.ч. горизонтальное и
вертикальное
наставничество
Потенциальное
сокращение
численности
обучающихся в связи
с демографической
ситуацией в городе и
изменением
численности
населения
микрорайона. Отток
обучающихся и
выпускников 9-го
класса в другие школы
и учреждения СПО.
обучающихся во
внеурочную
деятельность
дополнительно к
организуемой школой
материально-техническое оснащение
Оснащенность
кабинетов ПК,
проекторами; наличие
интерактивных досок,
специализированных
кабинетов физики,
химии, биологии.
Профориентационный
кабинет «Лифт в
будущее».
Устаревшее
оборудование,
нехватка учебных
кабинетов, тесные
рекреации
Оптимизация
расписания для
разведения потока
обучающихся,
ходатайство о
выделении школе
дополнительного
помещения, участие в
грантах для расширения
материальнотехнической базы
Дальнейшее
устаревание
оборудование при
незначительной
замене его на новое
Из представленных выше данных видно, что сильными сторонами образовательной
организации являются: наличие кадрового потенциала, возможность развития педагогов
и, их усилиями, обучающихся. Среди слабых сторон и проблем можно выделить:
недостаточное обеспечение комфортного школьного уклада, инерционность части
педагогического коллектива и недостаточно высокие образовательные результаты
обучающихся.
Анализ рискового профиля образовательной организации
Таблица. Параметры оценки рискового профиля школы
Фактор риска
Оцениваемый параметр
Оценка
Обоснование оценки
1
2
3
4
Недостаточная
предметная и
методическая
компетентность
педагогических
работников
Оценка профессиональных
компетенций учителей по
данным ОО
Самооценка
учителями
своих компетенций
Доля
родителей,
неудовлетворенных
качеством обучения
Оценка
обучающимися
качества преподавания
1
1
1
2
Уровень
дисциплины
в
школе
Уровень
использования
цифровых образовательных
ресурсов учителями
2/3 обучающихся говорят о
«неинтересмном», «монотонном»
преподавании без использования
интерактивности, технических
средств и практикоориентированных
заданий
1
2
Преподаватели плохо понимают, что им
записать в планировании в графе ЦЭР,
используемые ресурсы чаще всего
иллюстративные, без обратной связи
и практической работы обучающихся
Учет
индивидуальных
возможностей обучающихся
в учебном процессе
2
Риски низкой
адаптивности
учебного процесса
Использование
элементов
формирующего оценивания
3
Использование современных
педагогических технологий
2
Качество профессионального
взаимодействия
между
учителями школы
Несформированность
внутришкольной
системы
повышения
квалификации
Высокая доля
обучающихся с
рисками
учебной
неуспешности
Пониженный
уровень качества
школьной
образовательной
и
воспитательной
среды
Доля учителей, вовлеченных
в систему наставничества
(менторства)
Доля учителей, прошедших
курсы
повышения
квалификации,
соответствующих
их
профессиональным
потребностям
Доля учителей, включенных
в
процесс
профессионального
сопровождения
после
прохождения
курсов
повышения квалификации
Доля классов, в которых
более 30% обучающихся из
малообеспеченных семей
Доля обучающихся, которым
учителя
рекомендуют
дополнительные занятия с
целью
ликвидации
отставания
от
учебной
программы
Доля
обучающихся
регулярно подвергающихся
буллингу в школе (по
ответам обучающихся)
Отношения
в
педагогическом коллективе
(по ответам учителей)
Уровень
мотивации
обучающихся
2
2
Отсутствуют индивидуальные
образловательные маршруты
обучающихся (одаренных,
неуспевающих), дифференциация и
индивидуализация обучения чаще
всего выражена только в
разноуровневых заданиях при
контроле знаний
Используются лишь элементы
формирующего оценивания менее чем
10% педагогов
Современные педагогические
технологии используются, как
правило, на открытых уроках и
«забываются» в повседневной
педагогической деятельности
Не развито наставничество, ШМО
работают по большей части
формально, нет потребности в
профессиональном взаимодействии и
коммуникации на регулярной основе,
атомизация педагогов в коллективе
15%
1
2
12%
1
1
1
2
Нет сплоченности, общих интересов
2
Основная масса обучающихся
мотивирована недостаточно, что
проистекает не только из результатов
обучения, но и по данным их
анонимных опросов
Системность
профориентационной
деятельности
Распространенность
деструктивных
педагогических
практик
(доля ответов обучающихся)
2
До 1/3 выпускников затрудняются с
дальнейшим выбором
профессионального обучения; система
профориентационных мероприятий до
последнего времени не работала
эффектвно
1
Заключение. На основании результатов анализа текущего состояния
и оцениваемых параметров рискового профиля, актуальными определены
следующие риски:
1. Риски низкой адаптивности учебного процесса ;
2. Пониженный уровень качества школьной образовательной и воспитательной среды.
Основные направления развития организации
1. Повышение образовательных результатов.
Создание рабочей группы. Определение рисковых профилей. Разработка антирисковых
программ и их реализация. Организация сетевого взаимодействия в рамках проекта
преодоления статуса ШНОР.
2. «Союз-24» (Союз физиков и лириков).
Заключение соглашений с Роскосмосом, Аэрокомисческим факультетом ПНИПУ,
Березниковским филиалом ПНИПУ, политехническом колледжем, предприятием
«Ависма». Открытие инженерного «Ависма-класса». Реализация программ
дополнительного образования аэрокосмической направленности. Организация ранней
профориентации. Сетевое взаимодействие с образовательными организациямипартнерами в рамках внеурочной и внеучебной деятельности. Открытие гуманитарных
классов на уровне СОО (медиа –классы, классы креативных индустрий), заключение
соглашений с Березниковским музыкальным училищем, телевидеоцентром.
3. «Школа объективной оценки качества».
Поэтапный переход на критериальное и формирующее оценивание.Разработка
контрольно-измерительных материалов, содержащих проверку метапредметных
действий обучающихся посредством предметных заданий. Утверждение единых
принципов, подходов и критериев оценивания.
4. «Ты мне – я тебе».
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся (одаренных
и показывающих низкие образовательные результаты) и педагогов (100%). Организация
единых методических дней, горизонтального, вертикального и реверсивного
наставничества.
5. «Гагаринские традиции».
Возвращение школе имени Ю.А.Гагарина. Организация особого школьно-музейного
пространства. Включение обучающихся в РДДМ «Движение первых», добровольческую
деятельность. Возрождение гагаринского движения и традиций в школе. Работа
школьного музея, возобновление летописи Гагаринки, театра и спортивного клуба как
элементов единой системы формирования творческой, гармонично развитой личности
обучающегося. Формирование единой системы духовно-нравственных ценностей и
традиций в равной степени принимаемой и разделяемой всеми участниками
образовательных отношений. Данная система реализуется через различные
мыследеятельностные форматы. Пропедевтика инженерного (аэрокосмического и
индустриального) образования как способа закрепления обучающихся на территории
родного города и края.
Дорожная карта по реализации программы развития
1. Реализация основных направлений программы развития
Направление
Повышение образовательных
результатов.
Этап
Цель
Основные мероприятия
Этап 1: Формирование рабочей Сформировать компетентную и Определение ключевых ролей
группы
мотивированную команду для и
ответственности
управления
и
реализации участников группы.
программы.
Подбор
специалистов
с
опытом
в
области
образования,
управления
проектами, анализа данных и
психологии.
Организация установочного
совещания для определения
целей, задач, ожидаемых
результатов и правил работы
группы.
Разработка
матрицы
ответственности и графика
встреч рабочей группы.
Результат: Сформированная и
функциональная
рабочая
группа, готовая к реализации
программы.
Этап 2: Определение рисковых Выявить группы учащихся, Анализ
данных
об
профилей
находящихся в зоне риска по успеваемости, посещаемости,
образовательным результатам, социометрических
и
определить
влияющие
на
успеваемости
факторы, показателях
и
снижение психологическом климате в
классе/школе.
Проведение индивидуальных
и групповых консультаций с
учащимися, родителями и
педагогами.
Выявление
типичных
рисковых профилей с учетом
социально-экономических,
психологических
и
педагогических факторов.
Разработка
системы
мониторинга и отслеживания
динамики
рисковых
профилей.
Этап 3: Разработка и
реализация антирисковых
программ
Результат:
Определены
рисковые профили учащихся
и факторы, влияющие на
снижение образовательных
результатов.
Разработка индивидуальных
и групповых антирисковых
программ
для
каждой
категории
учащихся,
находящихся в зоне риска.
Внедрение инновационных
образовательных технологий
и методик, направленных на
повышение мотивации к
обучению
и
развитие
познавательных
способностей.
Организация индивидуальной
и групповой коррекционной
работы
с
учащимися,
испытывающими трудности в
обучении.
Этап 4: Организация сетевого
взаимодействия в рамках
проекта преодоления статуса
ШНОР
Проведение
просветительской работы с
родителями
(законными
представителями) учащихся
по вопросам профилактики
рисков
и
повышения
образовательных
результатов.
Проектные
методические
сессии на базе Управления
образования
Проектные
методические
сессии
школ-участниц
сетевого взаимодействия по
выходу из статуса ШНОР
(24,8, 12 СОШ)
Организационнодеятельностная
игра
«Мотивируем мотивировать»
для команд педагогов школучастниц
сетевого
взаимодействия
Тематические педагогические
советы по инструментарию
повышения эффективности
урока, внедрения системы
формирующего оценивания и
переходов
на
ИОМы
учителей и обучающихся
Создание рабочей группы
учителей
по
внедрению
инновационных
и
новаторских педагогических
технологий
в
образовательный процесс
Разработка технологических
карт уроков с опорой на
инновационные
и
новаторские педагогические
методики
Переход
к
проведению
уроков
с
применением
инновационных
и
новаторских педагогических
технологии
Входной анонимный опрос
учителей,
учеников
и
родителей
на
предмет
удовлетворенности школьной
образовательной средой
Итоговый анонимный опрос
учителей,
учеников
и
родителей
на
предмет
удовлетворенности школьной
образовательной средой
Организация и проведение
единых методических дней
Проектный семинар школучастниц
сетевого
взаимодействия
Этап 1: Формирование
партнерской сети
Реализация
программ
наставничества
Создание прочной базы для Проведение переговоров с
реализации программы путем Роскосмосом,
заключения соглашений с Аэрокосмическим
ключевыми организациями.
факультетом
ПНИПУ,
Березниковским
филиалом
ПНИПУ, политехническим
колледжем и предприятием
«Ависма»., Березниковским
Этап 2: Запуск инженерного и
гуманитарного направлений
Создание
образовательной
инфраструктуры,
обеспечивающей
раннюю
профориентацию и подготовку
будующих
кадров
в
инженерной и гуманитарной
сферах.
музыкальным
училищем,
телевидеоцентром.
Формирование
пакета
документов для заключения
соглашений
о
сотрудничестве,
включая
определение
зон
ответственности
и
механизмов взаимодействия
по каждому направлению
(образовательная,
научноисследовательская,
профориентационная).
Организация
встреч
и
рабочих групп для разработки
совместных
проектов
и
программ.
Открытие
инженерного
«Ависма-класса» на базе
партнерской образовательной
организации. Разработка и
внедрение
программ
дополнительного
образования
инженерной
направленности,
адаптированных для разных
возрастных групп. Открытие
гуманитарных классов на
уровне СОО (медиа-классы,
классы
креативных
индустрий) с заключением
соглашений
с
Этап 3: Развитие сетевого
взаимодействия
Этап 4: Оценка результатов и
масштабирование
Обеспечение широкого охвата
учащихся и создание единого
образовательного
пространства.
Анализ
программы
перспектив
развития.
и
эффективности
определение
дальнейшего
Березниковским
музыкальным училищем и
телецентром. Формирование
кадрового
резерва
преподавателей и экспертов
для работы с инженерными и
гуманитарными классами.
Разработка и реализация
совместных
проектов
и
мероприятий
с
образовательными
организациями-партнерами в
рамках
внеурочной
и
внеучебной
деятельности
(конкурсы,
олимпиады,
фестивали,
конференции).
Организация стажировок и
практик для учащихся на базе
предприятий и организацийпартнеров.
Проведение мониторинга и
оценки
качества
образовательных программ и
мероприятий.
Анализ
результатов
участия
учащихся в конкурсах и
олимпиадах. Сбор обратной
связи
от
учащихся,
родителей, преподавателей и
партнеров.
Разработка
рекомендаций
по
совершенствованию
«Школа объективной оценки
качества»
Этап 1: Подготовительный
программы
и
ее
масштабированию на другие
образовательные организации
Создание прочной основы для Формирование
рабочей
перехода к критериальному и группы из числа опытных
оцениванию.
педагогов, методистов и
представителей
администрации.
Проведение
серии
обучающих семинаров и
вебинаров
для
педагогического коллектива
по темам: «Критериальное
оценивание: принципы и
практика», «Метапредметные
компетенции:
способы
выявления и оценки».
Анализ текущей системы
оценивания
в
школе,
выявление сильных и слабых
сторон.
Этап 2: Пилотный
Разработка и утверждение
концепции
«Школы
объективной
оценки
качества»
Апробация новых подходов и Выбор пилотных классов и
инструментов оценивания в предметов.
отдельных
классах
и
предметах.
Разработка
и
внедрение
критериев оценивания для
пилотных предметов.
Разработка
контрольноизмерительных материалов,
включающих задания на
проверку
метапредметных
компетенций.
Организация
регулярной
обратной связи с учащимися и
родителями о результатах
обучения.
Этап 3: Внедренческий
Анализ
результатов
пилотного
проекта,
выявление
проблем
и
внесение корректировок.
Полномасштабное внедрение Распространение
опыта
критериального и оценивания пилотных классов на всю
во всех классах и предметах.
школу.
Разработка и утверждение
единых принципов, подходов
и критериев оценивания для
всех предметов.
Организация
повышения
системы
квалификации
педагогов
по
оценивания.
вопросам
Создание банка контрольноизмерительных материалов,
включающих задания на
проверку
метапредметных
компетенций.
Этап 4: Закрепление и
развитие
Внедрение
системы
мониторинга
и
оценки
качества образования.
Поддержание
и
развитие Регулярный
анализ
системы объективной оценки результатов
обучения
и
качества образования
внесение корректировок в
систему оценивания.
Обмен опытом с другими
образовательными
организациями.
Разработка
и
внедрение
новых
инструментов
оценивания,
соответствующих
требованиям времени.
Постоянное
повышение
квалификации педагогов по
вопросам оценивания.
Вовлечение
родителей
оценивания.
учащихся
и
в
процесс
« Ты мне - я тебе»
Этап 1: Аналитический
Оценка
текущей
системы
индивидуальных
образовательных маршрутов
(ИОМ) для обучающихся и
педагогов.
Аудит. Оценка текущего
состояния образовательного
процесса,
выявление
потребностей обучающихся
(одаренных и с низкими
результатами) и педагогов.
Анализ
существующих
образовательных программ и
методических материалов.
Формирование
рабочих
групп. Создание групп из
числа педагогов, психологов,
методистов
и
административных
работников для разработки и
реализации ИОМ и программ
наставничества.
Этап 2: Разработка и
проектирование
Разработка
концепции.
Определение
основных
принципов,
задач
и
ожидаемых
результатов
программы «Ты мне – я тебе».
Разработка
системы Разработка шаблонов ИОМ.
индивидуальных
Создание унифицированных
образовательных маршрутов шаблонов
ИОМ
для
(ИОМ) для обучающихся и обучающихся и педагогов с
педагогов, а также создание учетом их индивидуальных
эффективной
системы потребностей и целей.
наставничества.
Разработка
программ
наставничества. Разработка
положений о горизонтальном,
вертикальном и реверсивном
наставничестве, определение
критериев
подбора
наставников и наставляемых.
Этап 3: Внедрение и апробация Внедрение
системы
индивидуальных
образовательных маршрутов
(ИОМ) для обучающихся и
педагогов, а также создание
эффективной
системы
наставничества.
Подготовка
методических
материалов.
Создание
сборников
методических
рекомендаций,
кейсов
и
практических заданий для
использования в ИОМ и
программах наставничества.
Обучение
педагогов.
Проведение семинаров и
тренингов для педагогов по
разработке и реализации
ИОМ, а также по организации
наставнической
деятельности.
Пилотная
реализация.
Внедрение ИОМ и программ
наставничества в отдельных
классах и группах для
апробации
и
проблемных зон.
Этап 4: Масштабирование и
мониторинг
выявления
Корректировка и доработка.
Анализ результатов пилотной
реализации,
внесение
изменений и дополнений в
ИОМ
и
программы
наставничества.
Расширение
программы.
Внедрение ИОМ и программ
наставничества для всех
обучающихся и педагогов.
Мониторинг
и
оценка.
Регулярный
мониторинг
эффективности
ИОМ
и
программ
наставничества,
сбор обратной связи от
участников образовательного
процесса.
Совершенствование
программы.
Постоянное
совершенствование ИОМ и
программ наставничества на
основе
результатов
мониторинга и оценки, а
также с учетом новых
образовательных технологий
и запросов обучающихся и
педагогов.
«Гагаринские традиции»
Этап 1: Возвращение к
истокам
Восстановление исторической Проведение
собраний
с
связи с именем Ю.А. Гагарина. педагогическим коллективом
и родителями для обсуждения
идеи возвращения имени
Гагарина школе.
- Организация голосования
среди учащихся и родителей
для определения мнения о
возвращении имени.
Этап 2: Создание школьномузейного пространства
Этап 3: Вовлечение
обучающихся в РДДМ
«Движение первых»
- Оформление обновленных
документов (УСТАВ, НПА
школы)
Разработка
концепции
школьного
музея,
включающего экспозиции о
Гагарине и аэрокосмической
тематике.
Формирование
уникального
образовательного
пространства, посвященного
жизни и достижениям Ю.А.
Гагарина, развитию космоса,
научно-технических идей в
аэрокосмическом направлении. - Привлечение волонтеров и
родителей
для
сбора
материалов и артефактов.
- Организация выставок и
мероприятий, посвященных
космонавтике.
Активизация
участия Проведение
школьников в общественной информационных встреч о
жизни и добровольческой РДДМ и его ценностях.
деятельности.
- Организация мероприятий,
направленных на развитие
лидерских
качеств
и
социальной ответственности.
Этап 4: Возрождение
гагаринского движения и
традиций
2.
№
п/п
Воспитание патриотизма
уважения к истории.
- Создание школьного отряда,
который будет участвовать в
акциях и проектах РДДМ.
и Проведение
тематических
уроков
и
мероприятий,
посвященных достижениям
Гагарина и его вкладу в
космонавтику
Внедрение образовательно-профориентационной модели «Школа-вуз-предприятие».
Срок исполнения
Результат
Ответственный
Разработка рабочих программ
курсов ранней профориентации
для обучающихся 8-9 классов
до 30 мая 2023 г.
Рабочие программы
Рыбьякова Т.И.
2
Открытие набора в профильные
10-е классы
30 июня каждого
года
Заявления
обучающихся
Ишмурова Р.А.
3
Разработка рабочих программ
курсов учебной и внеучебной
деятельности профильных классов
до 30 июня каждого
года.
Рабочие программы
Учителя-предметники
1
Мероприятие
Выполнение
4
Заключение договоров о
сотрудничестве с АВИСМА и
политехническим колледжем
до 1 августа 2023 г.
договоры
Кладова И.С.
Срок исполнения
Результат
Ответственный
Разработка пакета КИМов
разноуровневого характера с
заданиями на проверку
метапредметных действия
посредством учебных заданий
до 20 августа
каждого года
Пакеты КИМов
Учителя-предметники
Внесение изменений в Положение
о ВСОКО относительно
критериального оценивания
17 мая 2023 г.
Положение о ВСОКО
Балагуров О.А.
3
Тематические педагогические
советы по поэтапному переход на
критериального оценивание
в течение всего
периода действия
программы
Протокол
педагогического
совета
Лобанова Е.Ю.
Балагуров О.А.
4
Формирование рабочей группы
педагогов, осуществляющих
переход на критериальное
оценивание в 2023-2024 учебном
году
до 30 мая 2023 г.
Приказ о рабочей
группе
Кладова И.С.
3. Внедрение обновленной модели ВСОКО.
№
п/п
1
2
Мероприятие
Выполнение
Механизмы реализации программы развития школы
1. Обновление организационной структуры управления школой.
2. Персонифицированный анализ результатов обучения в контексте профессиональной успешности педагогов.
3. Организация горизонтального, вертикального и реверсивного наставничества.
4. Мотивирующее (критериальное) оценивание.
5. Модернизация материально-технического оснащения.
Основные ожидаемые количественные результаты реализации программы развития
- доля педагогов, использующих инновационные и новаторские педагогические технологии не менее 50%;
- доля педагогов, использующих разноуровневые задания в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации, в т. ч. проверку
метапредметных действий через предметные задания – 100%;
- доля педагогов, перешедших на новые принципы оценивания к концу 2025 года не менее 95%;
- доля одаренных и отстающих обучающихся, имеющих индивидуальные образовательные маршруты – 100%;
- доля обучающихся, родителей, педагогов, удовлетворенных образовательной средой в школе по результатам анонимных опросов –
не менее 75%;
- количество внеурочных профориентационных курсов для 8-9 классов не менее двух;
- одна образовательно-профориентационная программа «Школа-вуз-предприятие» с привлечением ведущих предприятий и вузов края;
- договора о сотрудничестве с ПНИПУ, Ависмой, Политехническим техникумом, Березниковским музыкальным училищем,
Березниковским Телевидеоцентром.
- наличие внеурочных профориентационных курсов для 8-9 классов не менее двух;
- открытие двух профильных 10-х классов (инженерный и гуманитарный);
- проведение ежеквартальных единых методических дней;
- доля педагогов, вовлеченных в наставничество – не менее 40%.
Основные ожидаемые качественные результаты:
- повышение уровня адаптивности учебного процесса;
- повышение качественной школьной образовательной среды;
- воссоздание «гагаринского» школьного уклада;
- выход из списка ШНОР.
Критерии и показатели оценки реализации программы развития
Направления развития
организации
Критерии и показатели оценки
Повышение образовательных Определены рисковые профили.
результатов
Разработаны и реализованы антирисковые программы.
Организовано сетевое взаимодействие в рамках проекта преодоления статуса ШНОР.
Устойчивый рост результатов ГИА, ВПР, показателей внешних мониторингов.
«Союз-24» (Союз физиков и Заключены соглашения с Роскосмосом, Аэрокомисческим факультетом ПНИПУ, Березниковским
филиалом ПНИПУ, политехническом колледжем, предприятием «Ависма», Березниковское
лириков)
музыкальное училище.
Открыты инженерные «Ависма-класс» и «Аэрокосмический класс», Гуманитарный класс (медиа
класс, класс креативных индустрий)
Реализованы программы дополнительного образования аэрокосмической направленности.
Организована ранняя профориентация.
Функционирует сетевое взаимодействие с образовательными организациями-партнерами в рамках
внеурочной деятельности.
«ШООК: школа объективной Осуществлен поэтапный переход на критериальное оценивание.
оценки качества»
Разработаны контрольно-измерительные материалы, содержащие проверку метапредметных
действий и результатов обучающихся посредством предметных заданий.
Утверждены единые принципы, подходы и критерии оценивания.
«Ты мне – я тебе»
Разработаны индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся (одаренных и
показывающих низкие образовательные результаты) и педагогов (100%).
Организованы единые методических дни.
Функционирует горизонтальное, вертикальное и реверсивное наставничество.
«Гагаринские традиции»
Организовано особое школьно-музейного пространство «Гагаринская школа»
Обучающиеся включены в РДДМ «Движение первых», добровольческую деятельность.
Возрождено гагаринское движение и традиции в школе. Школа организует городскую олимпиаду
по Астрономии и Первенство по аэрокосмическому моделированию и проектированию. Ученики
принимают участие в олимпиадах, конкурсах платформы «Ключ на старт», проекта «Крылья
Ростеха» и т.п.
Работают школьный музейный клуб, театр, спортивный клуб как элементы единой системы
формирования творческой, гармонично развитой личности обучающегося. Школа организует
Кубок Гагарина по футболу, проводится школьная конференция детских учебно –
исследовательских работ «СОЮЗ -24» в рамках «космической» декады
Сформирована единая система духовно-нравственных ценностей и традиций в равной степени
принимаемой и разделяемой всеми участниками образовательных отношений.